Офсетные контракты и иные механизмы государственного стимулирования спроса

Отрасль медицинских изделий и фармацевтики проявляет интерес к офсетным контрактам

Офсетные контракты и иные механизмы государственного стимулирования спроса

Image by storyset on Freepik Внедрение контрактов, предусматривающих встречные инвестиционные обязательства поставщика (офсетных контрактов, ст. 111.4 Закона о контрактной системе) произошло в 2016 году.

Одновременно в закон введен институт специального инвестиционного контракта (СПИК, ст. 111.3 Закона о контрактной системе).

Основные различия:

СПИК – на любом уровне. СПИК – основание для внесения продукции в Реестр российской промышленной продукции. Предоставляет возможность Заказчику закупать продукцию у производителя без торгов (действует ограничение в 30% от общего объема выпускаемой продукции; ряд иных ограничений и нюансов). Офсетный контракт – только региональный уровень. Суть института заключается в том, что инвестор открывает в регионе новое производство, а регион гарантирует, что будет покупать его продукцию в течение нескольких лет.

Поставщик включает продукцию в реестр российской промышленной продукции в общем порядке. За 7 лет действия нормы институт не получил широкого распространения. В реестр единственных исполнителей по инвестиционным контрактам включены сведения о всего лишь 3 контрактах.

В 2022 году произошло важное изменение законодательства – уменьшение порогового значения суммы инвестиций с 1 млрд. руб. до следующих значений: 

а) минимум 100 млн.руб. для вхождения в инвестиционный проект одного субъекта; 

б) 400 млн. руб. для группы субъектов; 

в) 1 млрд. руб. без ограничения объема поставки по офсетному контракту (п. 8 ч. 2 ст. 111.4 Закона) или без ограничения в части выбора одного конкретного заказчика-покупателя (пп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 111.4 Закона).

Снижение порога инвестиций повысило интерес бизнеса к офсетным контрактам. 

На момент подготовки настоящей статьи проходят торги по заключению 3 офсетных контрактов. Два по Московскому региону, один в Санкт-Петербурге.

Как сообщается на mos.ru, 19.12.2022 принято решение о заключении с инвесторами 11 офсетных контрактов на поставку фармацевтической и медицинской продукции (5 из 11 контрактов предусматривают поставку лекарственных средств; по остальным Москва закупает медицинскую мебель, расходные материалы для службы крови, аккумуляторные батареи для электротранспорта, иные товары). Общий объем инвестиций составит не менее 9,7 млрд. рублей.

Таким образом, можно резюмировать, что понижение размера инвестиций повысило интерес фармацевтической отрасли и рынка медицинских изделий.

Однако остается большое количество не решенных проблем, препятствующих реализации инвестиционных моделей.

О препятствиях к заключению офсетных контрактов рассказывает директор ЦПО групп Лариса Науменко.

Со стороны ЦПО групп подготовлены предложения о внесении изменений в законодательство, которые планируется направить как предложение о выходе Совета ТППРФ с законодательной инициативой. Всплывающий текст (ниже)

До решения законодателем правовых вопросов реализации инвестиционных контрактов по Закону о контрактной системе, полагаем эффективным использование (в зависимости от ситуации) механизмов СПИК, «второй лишний», концессионных соглашений или ГЧП. 1. Проблема. Пороговое значение инвестиций а) минимум 100 млн.руб. для вхождения в инвестиционный проект одного субъекта;

б) 400 млн. руб. для группы субъектов;

в) 1 млрд. руб. без ограничения объема поставки по офсетному контракту (п. 8 ч. 2 ст. 111.4 Закона) или без ограничения в части выбора одного конкретного заказчика-покупателя (пп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 111.4 Закона).

Выбранные объемы значений не имеют очевидного экономического обоснования. Во многих регионах у предпринимателей не имеется свободных ресурсов для инвестиций 100 млн., 400 млн. или 1 млрд. Кроме того, цены на недвижимость, оплату труда, оборудование различаются в различных регионах (иногда в разы).

Решение: Предоставить регионам право самостоятельно устанавливать объемы инвестиций. 1. Проблема. Пороговое значение инвестиций а) минимум 100 млн.руб. для вхождения в инвестиционный проект одного субъекта;

б) 400 млн. руб. для группы субъектов;

в) 1 млрд. руб. без ограничения объема поставки по офсетному контракту (п. 8 ч. 2 ст. 111.4 Закона) или без ограничения в части выбора одного конкретного заказчика-покупателя (пп. «а» п. 1 ч. 4 ст. 111.4 Закона).

Выбранные объемы значений не имеют очевидного экономического обоснования. Во многих регионах у предпринимателей не имеется свободных ресурсов для инвестиций 100 млн., 400 млн. или 1 млрд. Кроме того, цены на недвижимость, оплату труда, оборудование различаются в различных регионах (иногда в разы).

Решение: Предоставить регионам право самостоятельно устанавливать объемы инвестиций. 2. Проблема. Отсутствие правового регулирования в регионах. Решение: установление обязанности (и сроков рассмотрения) высшего исполнительного органа региона рассмотреть обращение предпринимателя по намерению заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами, не смотря на отсутствие порядка взаимодействия органов субъекта. 2. Проблема. Отсутствие правового регулирования в регионах. Решение: установление обязанности (и сроков рассмотрения) высшего исполнительного органа региона рассмотреть обращение предпринимателя по намерению заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами, не смотря на отсутствие порядка взаимодействия органов субъекта. 3. Проблема. Сроки финансового планирования бюджета, отсутствие финансовых гарантий инвестора. Офсетный контракт может быть заключен сроком до 10 лет. При этом, реализация такой серьезной инвестиции практически всегда будет требовать, как минимум, нескольких лет. Бюджетное планирование предполагает трехлетний период.

Вопрос, который интересует бизнес: что если дальше в бюджет не будут заложены финансовые обязательства? И как минимизировать риски? Допустимо ли в этом случае расторжение контракта какой-либо из сторон? Как инвестору защищать свои интересы через возмещение убытков? Страхование?

Решение: В федеральном законодательстве необходимо предусмотреть минимальные финансовые гарантии предпринимателям-инвесторам в случае отказа региона от обязательств.

Повысить востребованность офсетных контрактов также может введение льготных банковских продуктов с гос.поддержкой и(или) небанковского финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП); распространение на проект статуса особой экономической зоны. 3. Проблема. Сроки финансового планирования бюджета, отсутствие финансовых гарантий инвестора. Офсетный контракт может быть заключен сроком до 10 лет. При этом, реализация такой серьезной инвестиции практически всегда будет требовать, как минимум, нескольких лет. Бюджетное планирование предполагает трехлетний период.

Вопрос, который интересует бизнес: что если дальше в бюджет не будут заложены финансовые обязательства? И как минимизировать риски? Допустимо ли в этом случае расторжение контракта какой-либо из сторон? Как инвестору защищать свои интересы через возмещение убытков? Страхование?

Решение: В федеральном законодательстве необходимо предусмотреть минимальные финансовые гарантии предпринимателям-инвесторам в случае отказа региона от обязательств.

Повысить востребованность офсетных контрактов также может введение льготных банковских продуктов с гос.поддержкой и(или) небанковского финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП); распространение на проект статуса особой экономической зоны. 4. Проблема. Запрет привлечения Инвестором субисполнителей. В настоящее время поставщиком может выступать только сам инвестор – сторона гос.контракта. Но все мы понимаем, что компании, которые готовы вложить миллиарды в строительство и реконструкцию производств – это, как правило, крупные холдинги с системой управления, состоящих из нескольких юридических лиц. Возложение всех функций на одно лицо (особенно когда речь идет о большом количестве закупок на маленькие суммы) может нарушать эффективную систему управления.

Решение: предусмотреть механизм, позволяющий поставщику привлекать для отгрузки своей продукции своих аффилированных лиц по предусмотренной контрактом цене. 4. Проблема. Запрет привлечения Инвестором субисполнителей. В настоящее время поставщиком может выступать только сам инвестор – сторона гос.контракта. Но все мы понимаем, что компании, которые готовы вложить миллиарды в строительство и реконструкцию производств – это, как правило, крупные холдинги с системой управления, состоящих из нескольких юридических лиц. Возложение всех функций на одно лицо (особенно когда речь идет о большом количестве закупок на маленькие суммы) может нарушать эффективную систему управления.

Решение: предусмотреть механизм, позволяющий поставщику привлекать для отгрузки своей продукции своих аффилированных лиц по предусмотренной контрактом цене. 5. Проблема. Жесткие правила локализации. Производство должно быть открыто на территории субъекта, который является Заказчиком.

Крупнейшие регионы Москва и Санкт-Петербург не всегда могут позволить выделение земель для масштабного производства. Как правило, производство локализуется в области (иной субъект).

Если Заказчиков несколько, то требуется заключение соглашения между субъектами и выделение земельного участка под проект, что сопряжено с огромными бюрократическими издержками.

Вместе с тем, выгода, которую получает субъект от локализации, заключается в оплате налогов в региональный бюджет, не может рассматриваться как основная. Максимальный эффект заключается в выгоде Российской Федерации от общего укрепления экономики в результате импортозамещения.

Решение: распространение на проект статуса особой экономической зоны, распределение на законодательном уровне налоговых поступлений в различные бюджеты. 5. Проблема. Жесткие правила локализации. Производство должно быть открыто на территории субъекта, который является Заказчиком.

Крупнейшие регионы Москва и Санкт-Петербург не всегда могут позволить выделение земель для масштабного производства. Как правило, производство локализуется в области (иной субъект).

Если Заказчиков несколько, то требуется заключение соглашения между субъектами и выделение земельного участка под проект, что сопряжено с огромными бюрократическими издержками.

Вместе с тем, выгода, которую получает субъект от локализации, заключается в оплате налогов в региональный бюджет, не может рассматриваться как основная. Максимальный эффект заключается в выгоде Российской Федерации от общего укрепления экономики в результате импортозамещения.

Решение: распространение на проект статуса особой экономической зоны, распределение на законодательном уровне налоговых поступлений в различные бюджеты.

Офсетные контракты и иные механизмы государственного стимулирования спроса

Прокопенко Максим Михайлович Ведущий юрисконсульт

+7 (812) 603-45-25 (доб. 110)
cpo4@pravorf.ru Получить консультацию

Правовое сопровождение закупочной деятельности (223-ФЗ и 44-ФЗ)

услуги для заказчиков и участников тендеров Перейти на страницу услуги

Все услуги

Перейти на страницу услуг Читайте в разделе Закупочная деятельность (44-ФЗ, 223-ФЗ)

  • Новое в законодательстве Офсетные контракты и иные механизмы государственного стимулирования спроса Отрасль медицинских изделий и фармацевтики проявляет интерес к офсетным контрактам 28.12.2022
  • Судебные споры Как поступить с гос.контрактом, если иностранный производитель остановил поставки после 24 февраля Объясняем, как правильно действовать, чтобы не попасть в РНП и прекратить гос. контракт без неустойки. 31.10.2022
  • Закупочная деятельность (44-ФЗ, 223-ФЗ) НАША ПРАКТИКА. Защитили Клиента в ФАС от включения в реестр недобросовестных поставщиков (44-ФЗ) Клиент при подаче заявки на торги указал такие характеристики продукции, которые потом не смог поставить. При рассмотрении ФАС вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) нам удалось доказать добросовестность Поставщика и обосновать недопустимость включения в РНП. 31.10.2022
  • Закупочная деятельность (44-ФЗ, 223-ФЗ) НАША ПРАКТИКА. Добились отмены необоснованных требований Заказчика (223-ФЗ) Заказчиком установлено дополнительное требование для участников закупки: наличие лицензии ФСБ на гостайну. Нам удалось доказать необоснованность требований и добиться их отмены 27.01.2022
  • Закупочная деятельность (44-ФЗ, 223-ФЗ) Ошибки при оформлении банковской гарантии при гос. закупках Покупка готового решения по банковской гарантии иногда приводит к признанию участника гос. закупок уклонившимся от подписания контракта и включению такого участника в Реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрим в статье распространенные ошибки при оформлении банковской гарантии и способы их исправления 27.07.2021

Подпишитесь на новостную рассылку CPO Group:

Только полезные и актуальные новости в помощь вашему бизнесу Получить консультацию OK {{page_form_16.formSubmitButtonText}} Спасибо! Ваше сообщение получено